"Ситуационные задачи". Описание методики

 

Решение ситуационных задач позволяет установить связь между содержанием школьного образования и реальными событиями, происходящими в окружающем мире. Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.
Таким образом, ситуационная задача - это методический приём, включающий совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации. Решение ситуационных задач позволяет учащимся осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией; помогает развивать умения учащихся моделировать, проектировать и конструировать; также при этом достигается дифференциация обучения, формирования компонентов содержания школьного образования.
Как правило, задача включает в себя: название задания, личностно-значимый познавательный вопрос, информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде (текст, таблица, график, статистический данные и т.д.), задания на работу с данной информацией.
К проектированию учебных ситуационных задач существует несколько подходов: 1) построение задач на основе соответствующих вопросов учебника; 2) выделение в научных исследованиях практико-ориентированных задач, которые необходимо научиться решать любому ученику; 3) вычленение проблем реальной жизни, познавательная база решения которых закладывается в соответствующих учебных дисциплинах; 4) необходимость отработки предметных знаний и умений на материале значимом для ученика как на учебном, так и внеучебном. Это могут быть  учебные и художественные тексты, тексты справочной литературы, отдельные предложения, схемы, диаграммы, таблицы, рисунки, загадки, ребусы.
Критерии для составления ситуационных задач и подбора материала для работы школьников следующие (по Л.С. Илюшину):

  1. -ситуационная задача должна быть сформулирована в виде рассказа;
  2. -необходимо брать темы, которые привлекают внимание школьников;
  3. -задача должна быть настоящим живым примером, который вызовет неподдельный интерес учащихся (предпочтительнее выбирать современные случаи);
  4. -ситуационная задача должна быть актуальной.

Ситуационная задача независимо от предмета использования имеет типовую структуру. Задания для решения ситуационной задачи составлены чётко по алгоритму:
-ознакомление - назовите основные части..., сгруппируйте вместе все..., составьте список понятий  касающихся..., расположите в определенном порядке..., разложите в форме текста..., вспомните и напишите..., прочитайте самостоятельно...
- понимание - о6ъясните причины того  что…, обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы..., покажите связи, которые, направлены  на..., постройте прогноз развития..., прокомментируйте положение о том, что..., изложите иначе (переформулируйте) идею о том,  что..., приведите пример того, что  (как, где)...
применение - изобразите информацию ... графически, предложите способ, позволяющий..., сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает..., сравните... ..., а затем о6оснуйте..., проведите (разра6отайте) эксперимент подтверждающий, что...,  проведите презентацию..., рассчитайте на основании данных о...
 -анализ – проанализируйте структуру... с точки зрения..., раскройте особенности, составьте перечень основных свойств..., характеризующих... с точки зрения, постройте классификацию... на основании...,  найдите в тексте (модели, схеме и т. п.) то,  что..., сравните точки зрения... и... на..., выявите принципы, лежащие в основе...
 -синтез - предложите новый (иной) вариант, разработайте  план,  позволяющий (препятствующий)..., найдите необычный способ, позволяющий, придумайте игру, которая...,  предложите новую  (свою) классификацию..., напишите возможный (наиболее вероятный) сценарий развития..., изложите в форме... свое мнение (понимание)...
 -оценка - ранжируйте... и обоснуйте…, определите, какое  из  изречений является оптимальным для...   ваш  взгляд  существуют между..., оцените  значимость... для..., определите возможные  критерии оценки..., выскажите критические суждения о..., оцените  возможности... для..., проведите экспертизу состояния...
Ученики могут выполнять  работу, как в группах, так и самостоятельно.

  1. Хорошо составленная ситуационная задача вызывает чувство сопереживания с главными действующими лицами. Важно, чтобы в задаче была представлена реальная ситуация, которая стимулирует проявление разнообразных эмоций (сочувствие, удивление, радость, гнев и т.д.). В текст ситуационной задачи необходимо включать цитаты из различных источников, чтобы создать полноценную, реалистичную картину. Создавая ситуационные задачи, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Проблема, которая лежит в основе ситуационной задачи, должна быть понятна ученику. Наиболее эффективно использовать систему взаимосвязанных ситуационных задач.

 «Алгоритмизированный» вариант творческого поиска:
1. Определив тему предстоящего урока, подумайте, что в этой теме уче-никам уже может быть известно.
2. Определите, что в содержании темы будет для учеников новым.
3. Сформулируйте для себя ответы на вопросы: почему я считаю нужным, важным для учащихся приобретение ими этих знаний? Какой интерес они могут представлять для них?
4. Уточните ответы на все преды­дущие вопросы обобщенно – в виде личностно значимой проблемы. Ее формулировка также будет иметь характер вопроса, но теперь уже заданного как бы от лица учеников.
5. Вспомните или придумайте какую-либо жизненную ситуацию, анализируя которую или действуя в которой ученики сами смогут осознать и сформулировать ту личностно значимую проблему, которую вы наметили как отправную точку для вхождения в новую тему.
6. Составьте текст – описание данной ситуации, то есть опишите условие ситуационной задачи  по алгоритму (типовой структуре).
7. Сформулируйте задание, требующее анализа ситуации или осуществления соответствующих ситуации действий.
8. Оцените качество и предполагаемую эффективность полученной ситуационной  задачи с двух позиций:
– во-первых, способствует ли она встрече с проблемой, соответствующей программной теме урока;
– во-вторых, содержит ли данная задача ориентиры для получения учениками ответа на вопрос о личностной значимости новых знаний и умений.
Основные  этапы  решения  ситуационной задачи:
1. анализ  текста  задачи;
2. составление  плана  решения;
3. осуществление  решений;
4. проверка  решений.

Специфической чертой многих ситуационных  задач, отмечает О. Е. Лебедев, является множественность допустимых решений. Это относится ко всем  заданиям на выбор (оценки, программы, спосо6а действия и т. п.). С этой точки зрения, предлагаемые учащимися решения нельзя разделить на «правильные» и  «неправильные». Все они, возможно,  будут правильными с разных точек зрения.

Дизайн и администрирование сайта Крутоверцева А.В.